|
Подробная информация о студии. |
На этой странице вы найдете много полезной информации по студии. Вся документация приводится ниже в виде ответов на самые частые вопросы. Если вы не нашли ответа на свой вопрос, задавайте его в
Телеграме, по E-mail или по телефону, см. Контакты студии..
|
Для желающих открыть все темы сразу или свернуть их оптом есть и такая возможность
(предупреждаю, это будет очень большой текст :)).
Примечание: Для поиска конкретного слова или фразы все темы должны быть развернуты.
Развернуть все темы
Эпиграф:
Не бойтесь быть дилетантом. Дилетанты построили Ноев ковчег. Профессионалы построили Титаник.
Услуги. Что и как можно записать? Какие возможности у вашей студии?
список доступных вариантов
1 . Основные возможности. Звукозапись и мастеринг фонограмм.
Есть ли у студии стилистические ограничения или предпочтения в музыке?
Нет. Я считаю, что есть хорошая музыка и плохая музыка. Для меня не существуют такие определения, как "хороший музыкальный стиль" и "плохой музыкальный стиль". Любой жанр музыки, поэзии и театра приветствуется в Башне, если он не нарушает этических принципов студии (см. тему Ограничения)
свернуть вопрос
На какие варианты аккомпанемента я могу рассчитывать?
Это зависит от вашего бюджета и технических возможностей студии. Вот список вариантов, по возрастающей от экономных до наиболее сложных.
- Запись под готовую (принесенную с собой) минусовую фонограмму (самый недорогой и быстрый вариант);
- Запись под собственный аккомпанемент, единым блоком;
- Запись под собственный аккомпанемент раздельно, на разные дорожки (например, сначала гитара, потом голос);
- Запись под принесенный вами midi файл аранжировки, в котором понадобится расставить компьютерные инструменты;
- Запись под midi файл, который нужно будет создать мне - занеся в midi принесенную вами бумажную партитуру или написав "с нуля" свою по вашим пожеланиям;
- Запись с помощью профессиональных студийных музыкантов (стоимость записи будет тем выше, чем больше музыкантов будет задействовано, чем выше будет уровень и расценки самих музыкантов и чем больше звуковых дорожек придется записывать и обрабатывать). Кроме того, в этом случае вам понадобятся ноты (как минимум, аккордовые сетки) для музыкантов;
- Комбинированная запись с участием студийных музыкантов и компьютерных инструментов - наиболее сложный вариант, используемый в оркестровых аранжировках. Здесь вы должны будете предоставить или заказать у меня midi файл аранжировки, в котором будут последовательно микшироваться записи живых инструментов и компьютерных сэмплов. В комбинированной записи, как правило, используются много дорожек. Работа над такой записью занимает много времени и стоит относительно дорого;
Некоторые варианты аккомпанемента на сегодняшний день недоступны, например, запись живой ударной установки или живого фортепиано. Подробнее см. тему "Ограничения".
свернуть вопрос
У меня есть готовая минусовая фонограмма. Можно у вас наложить на нее мой голос?
Конечно. Это - самый быстрый и экономный вариант создания вашей фонограммы.
свернуть вопрос
Вы записываете группы, дуэты, трио, ансамбли?
Да, только имейте в виду технические возможности, действующие на сегодняшний день. (см. тему "Ограничения")
свернуть вопрос
У меня есть свой аккомпаниатор. Можно ли записаться с ним?
Конечно. Как одновременной записью, так и раздельной (сначала играется аккомпанемент, потом накладывается ваш голос). В этом случае у вас будет и полная, и минусовая фонограмма.
свернуть вопрос
У меня нет своего аккомпаниатора. Можно пригласить на запись ваших музыкантов?
Можно. От количества и уровня приглашенных музыкантов будет напрямую зависеть стоимость записи.
свернуть вопрос
В целях экономии я хочу записать аккомпанемент без живых музыкантов, с помощью компьютерных имитаций инструментов. Это возможно?
Да, это возможно. Тут есть два варианта, очень различных по времени и стоимости.
- Если у вас есть свой midi файл (например, песня известная, и ее midi вариант можно найти на соответствующих ресурсах) - то это довольно быстрый и экономный вариант создания качественной минусовой фонограммы.
- Если же midi придется создавать мне, особенно если речь пойдет о написании компьютерной аранжировки с нуля - это займет больше времени и обойдется дороже.
свернуть вопрос
Можно ли сделать несколько дублей (вариантов) одной и той же песни?
Конечно. В процессе первоначальной записи можно делать сколько угодно дублей как песни целиком, так и отдельных ее фрагментов. В конце сессии вы выбираете лучшие варианты, и уже из них монтируется чистовая фонограмма.
Как вариант, можно создать несколько чистовых фонограмм на основе нескольких удачных дублей, чтобы в будущем иметь выбор между ними. Например, более яркий вариант, спетый полным голосом - и мягкий, камерный вариант, спетый вполголоса.
Если мы с вами оставляем несколько вариантов для окончательных фонограмм, то расчет за мастеринг каждого варианта будет как за отдельную фонограмму.
свернуть вопрос
Я хочу записать свой концерт / квартирник / уличное выступление / пение дома. Вы можете приехать со своим оборудованием и сделать запись?
Да. У меня есть выездной вариант студии - портастудия Zoom, которую я неоднократно использовал в "походных" условиях. На выезде происходит запись треков, а в базовой домашней студии делается их монтаж и мастеринг. Качество такого варианта записи представлено на странице "Примеры", подраздел "Запись под гитару".
Так что выездная запись возможна, но есть несколько моментов, на которые я хочу обратить ваше внимание:
- запись на концерте возможна, если он не оснащен усилительной аппаратурой, либо если мне будет предоставлена возможность подключить портастудию к микшерному пульту, на который поступает сигнал со сцены. В противном случае придется снимать звук микрофонами с колонок, и это будет крайне некачественным решением.
- я - заядлый домосед и согласен куда-то ехать только за ощутимую "надбавку к жалованию" :) Если вы читали или видели в кино детективы Рекса Стаута и знакомы с Ниро Вульфом, это поможет вам понять мое отношение к выходу из дома :)
свернуть вопрос
2. Дополнительные возможности. Сотрудничество со мной, как с автором текста, музыки и/или аранжировки.
У меня есть текст, вы сможете написать на него музыку?
Да. Мой собственный стиль - это "театрализованный бард-рок", но я с удовольствием экспериментирую с другими песенными жанрами. Сразу оговорюсь, что написание музыки, в отличие от ее записи - это процесс особый, требующий вдохновения и большой отдачи творческой энергии. Не могу гарантировать, что возьмусь за эту работу. Сначала надо увидеть текст и понять, какие у нас с вами перспективы найти общий язык.
свернуть вопрос
У меня есть музыка, вы можете написать для нее слова?
Да. Как поэт, я являюсь лауреатом нескольких престижных конкурсов, неоднократно печатался в России и за рубежом, включен в академическое издание "Самиздат ХХ века".
свернуть вопрос
Я написал песню, вы можете создать для нее аранжировку и записать ее в своей студии?
Да. Это возможно, но, пожалуйста, имейте в виду, что процесс написания качественной аранжировки - дело непростое и не быстрое. Особенно это касается аранжировок, использующих большое количество инструментов и/или активное драматическое развитие (модуляции, чередование кульминаций и спадов, эмоциональную динамику и другие художественные особенности). Написание интересной аранжировки (если это не просто "умца-умца" с тремя аккордами под гитару на басовых "картошках") - процесс высоко творческий, медленный, требующий не меньшего вдохновения, чем написание музыки или стихов.
Это как поставить спектакль, где песня исполняет роль пьесы, которую можно поставить на сцене тысячей разных способов.
свернуть вопрос
Вы можете написать новую аранжировку песни вместо существующей?
Да. См. предыдущий вопрос.
свернуть вопрос
Вы можете взяться за песню с нуля и сделать ее "под ключ" - написать слова и музыку, а потом сделать аранжировку?
Да. Сроки и стоимость работы в данном случае будут зависеть от ваших художественных требований к песне.
свернуть вопрос
3. Дополнительные возможности. Издание и раскрутка записанного материала.
Вы можете сделать дизайн диска и обложки, а также его тиражирование на CD?
У меня есть друг - художник, который не отличается на только профессионализмом, но и высоко творческим подходом к работе. Могу порекомендовать его вам для любых вопросов, связанных с дизайном.
Что касается издания тиража на CD, то сам я не располагаю оборудованием для тиражирования CD. Вам нужно будет обратиться к фирме, оказывающей эту услугу.
Выбор издателя будет зависеть от размера вашего тиража. В любом случае, я помогу вам найти оптимальный вариант по соотношению цена-срок-качество.
Хочу обратить ваше внимание на то, что большинство издателей CD требуют подтверждения вашего авторства тиражируемых материалов.
Как правило, для подтверждения достаточно документов о депонировании ваших произведений в Российском Авторском Обществе.
Подробнее о процедуре депонирования см. на официальном сайте РАО.
свернуть вопрос
Вы можете помочь с раскруткой записанного материала?
На данном этапе - нет, но в будущем планирую освоить эту задачу. Все постоянные заказчики будут об этом оповещены отдельно.
свернуть вопрос
свернуть тему | к началу страницы
Оборудование и программное обеспечение студии
полный список устройств и основных программ обработки звука
Оборудование студии
|
Для получения дополнительной информации об устройствах приводятся подробные описания, статьи и сравнительные тесты. Основной источник информации - популярный портал для музыкантов и звукорежиссеров Музыкальное Оборудование. |
Вокальная кабина студии:
|
Акустическая комната студии оснащена вокальной кабиной.
Большое фото и описание кабины можно открыть, нажав на картинку слева или
на эту ссылку.
|
Микрофоны:
Микрофонные предусилители:
Midi-клавиатура:
- M Audio Keystation Pro 88, полноразмерная, с имитацией молоточкового механизма и широкой конфигурацией динамических характеристик. [подробное описание]
Микшерный пульт:
- Как отдельное устройство на данный момент отсутствует. Звук с 2х имеющихся микрофонов микшируется на аппаратном (не софтовом!) микшере звуковой платы, что избавляет сигнал от неминуемых шумов, помех и искажений, добавляемых микшером полупрофессионального уровня.
Плата захвата и оцифровки звукового сигнала:
Эффект процессор:
Мониторы:
- Yamaha NS-10M - мониторы, которые можно охарактеризовать двумя простыми словами: "те самые". Те самые мониторы ближнего поля, которые и поныне стоят в большинстве профессиональных студий мира, несмотря на то, что уже более десяти лет как сняты с производства. [подробное описание] Для более полной низкочастотной картины дополнены активным сабвуфером Blue Sky Media Desk 2.1.
Переносная портастудия для выездной записи:
Аксессуары: наушники ATH-M300, микрофонные стойки и проч.
свернуть вопрос
Софт (программное обеспечение, плагины, семплеры)
|
В этом списке я привожу только названия программ, так как их версии постоянно обновляются, и информация будет часто устаревать. |
Основной секвенсор:
Примечание: Уже много лет существует соперничество между лидерами рынка секвенсоров: программой Sonar фирмы Cakewalk и программой Cubase фирмы Steinberg. У каждого продукта есть свои плюсы, причем сторонники одного секвенсора, как правило, становятся ярыми противниками другого. Я начинал заниматься компьютерными аранжировками в те годы, когда для PC существовал только Cakewalk - и привык к нему. На данный момент он немного проигрывает Cubase по популярности, но это - вопрос моды и интерфейса, а не разницы в качестве обработки звука.
| Скриншот рабочего файла аранжировки песни "Письмо c фронта" в программе Sonar. Кликните на картинку для увеличения. |
Основные программы для обработки звуковой волны;
- Adobe Audition
- Sound Forge
| Скриншот рабочего .wav файла песни "Письмо c фронта" в программе Sound Forge. Кликните на картинку для увеличения. |
Сэмплеры (программно моделируемые копии живых инструментов):
- Все версии и библиотеки программы Kontakt фирмы Native Instruments
- Сэмплеры отдельных инструментов и групп инструментов от менее известных производителей.
Дополнительный софт:
- Для множества чистовых обработок мастер-фонограммы - пакет модулей Izotope RX.
- Многочисленные плагины для секвенсора и wav редакторов, полный список которых займет несколько страниц.
Не буду перечислять эти сотни виртуальных устройств и модулей. Скажу только, что в случае необходимости под нужды именно вашего проекта можно будет установить любые дополнительные модули.
свернуть вопрос
свернуть тему | к началу страницы
Что я получу по окончании записи и что смогу с этим сделать?
виды и форматы готовых фонограмм
Виды готового продукта
Готовая фонограмма может существовать в трех видах, каждый из которых вы можете заказать согласно вашим нуждам.
1. Полная фонограмма (аккомпанемент + голос или солирующий инструмент, если вы музыкант). Это основной вид фонограммы, который используется для вывода вашего произведения в люди, а именно: его раскрутки, публикации в сети, ротации в эфире, тиражирования на CD и так далее.
2. Минусовая фонограмма (минусовка) - для использования вашего произведения на концертах, где вы сможете петь или играть вживую под заранее записанный аккомпанемент.
Примечание: Минусовая фонограмма может быть создана только при раздельной записи голоса/солирующего инструмента и аккомпанемента. Например, если вы спели песню, аккомпанируя себе на гитаре, то сделать из этого минусовку будет невозможно. Для создания минусовки в этом случае придется записать партию гитары отдельно, без голоса. Это будет отдельная работа и отдельная фонограмма.
Чтобы не удорожать процесс и не тратить лишнее время, подумайте, нужна ли вам минусовая фонограмма вообще. Например, в описанном случае пения под гитару - нужно ли записывать гитару отдельно, если на концерте вы сможете себе подыграть безо всяких минусовок. Не говоря уж о том, что публика крайне отрицательно относится к пению или игре "под фанеру", то есть под минусовку.
3. Набор треков, синхронизированных в программе-секвенсоре.
Это вариант имеет смысл делать:
Помимо готовых фонограмм, существуют особые материалы для особых видов заказов:
- При заказе аранжировки вы получаете ее электронную партитуру в виде универсального midi файла с потрековым разделением инструментов.
- При заказе музыки к песне вы получаете ее midi-партитуру, содержащую нотный эквивалент и аккордовую сетку - для печати.
- При заказе текста вы получаете готовый текст в стандартном .doc файле
свернуть вопрос
Форматы и технические характеристики готовых фонограмм
Все три вида фонограмм, описанные в предыдущем вопросе, могут быть созданы в следующих форматах, согласно вашим пожеланиям:
1. Формат .WAV - файлы выводятся как есть, без сжатия и, как следствие, без потери качества. Используется для записи на CD или дальнейшей обработки в профессиональной студии.
Варианты технических характеристик:
2. Формат .MP3 - файлы оптимизированы по размеру для использования в Интернете, плеерах, мобильных телефонах и т.п.
Звук .mp3 может быть выведен в любом из существующих вариантов сжатия ("битрейтов"). Для любого из этих вариантов существует прямая зависимость размер/качество. Т.е. чем больше файл, тем выше качество его звучания. Для Интернета часто имеют значение файлы небольшого размера, поэтому всегда надо иметь в запасе варианты своих фонограмм в компактном виде. Впрочем, с ежегодным наращиванием скоростей соединения с Интернетом, малые размеры файлов все менее востребованы.
Я могу предоставить вам .mp3 файлы в любых стандартных битрейтах, как то:
- Форматы с минимальными потерями качества, близкие к CD звучанию: 320, 256, 224, 192 kbit/s
- Форматы с заметными потерями качества: 160, 128, 112, 96 kbit/s и ниже
Конвертировать исходный файл mp3 в более низкий битрейт вы сможете и сами с помощью простейших утилит, которые легко найти в сети.
В стандартную выдачу входят:
- .wav файлы 96000/24 и 44100/16
- .mp3 файл 320 kbit/s
.
Другие варианты делаются по вашей просьбе, бесплатно.
свернуть вопрос
свернуть тему | к началу страницы
Ограничения и требования
список технических ограничений студии и требования к заказчику
Технические ограничения студии
На сегодняшний день в студии нет возможности:
- записи живой ударной установки - по причине ее отсутствия. Если у вас есть своя перкуссия (конги, бонги, маракасы, кастаньеты и т.д.) - ее можно будет записать без проблем. Однако собирать и записывать полную ударную установку на данный момент не представляется возможным. Сейчас придется либо обходиться без ударной установки, либо заменять ее компьютерными инструментами.
У меня есть все популярные софтовые имитаторы ударных установок, которые предлагает сэмплерный рынок. По вашей просьбе можно будет установить другой софт ударных;
- записи живого фортепиано/рояля - по причине его отсутствия. На уровне софта есть отличные имитации клавишных инструментов. Что касается звукоизвлечения, то в студии используется полноразмерная молоточковая midi клавиатура, которая создает практически полную имитацию игры на настоящем фортепиано (по ощущениям играющего). Клавиатура оснащена педалью;
- количество микрофонов для одновременной записи: два.
- наконец, по понятным причинам, в домашней студии невозможна коллективная запись большого количества музыкантов. Симфонический оркестр в жилой комнате не разместишь :)
свернуть вопрос
Требования к заказчикам и студийным музыкантам
1. В студии недопустима запись политической агитации, пропаганды насилия, террора, расовой и национальной розни, секса, наркотиков и других анти-социальных тем.
Нецензурная лексика допустима в небольших количествах, если ее наличие оправдано художественной задачей. Как говорил Бунин, "русского интеллигента видно по его мату". Имеется в виду не количество матерных слов, а их уместность в речи - как эмоционального орнамента беспокойной российской мысли. Однако мат как инструмент общественного вызова, самоутверждения и заполнения пустот, для которых не нашлось слов, короче говоря, мат ради мата - категорически недопустим.
Каждое общество имеет мораль, продиктованную временем. Задача студии как инструмента для создания массовой информации - оставаться в рамках этой морали.
Прошу заметить, что под моралью общества я вовсе не имею в виду мещанскую, ханжескую мораль. С этой пакостью я борюсь сам и с удовольствием помогу бороться вам в вашем творчестве.
2. В Башне категорически запрещены алкоголь и наркотики! Я понимаю, что иногда исполнителю требуется рюмка коньяка для снятия психологических зажимов и могу пойти вам навстречу. Но приехавшие пьяными или под воздействием наркотиков к записи допущены не будут.
свернуть вопрос
свернуть тему | к началу страницы
Автора!
кратко о себе и истории студии
Немного о себе
Закончил Московскую джазовую студию "Москворечье" под управлением Михаила Козырева (классы гитары, ансамбля, аранжировки).
Много лет пишу стихи, песни и прозу. Написал более 200 песен в жанрах авторской песни, городского романса, бард рока.
Более 15 лет занимаюсь компьютерными аранжировками, начинал с первых версий Cakewalk, еще под DOS. Работал звукооператором в мультимедийном издательстве, делал рекламные аудио-ролики. Один из них, песенный ролик для магазина "Спорт+Мода", продержался в эфире более пяти лет. Вы могли его слышать на многих московских УКВ радиостанциях.
Имею большой опыт концертной деятельности - как в составе джазового квартета (гитара), так и сольной, как исполнитель собственных песен.
Для улучшения сценических навыков отучился в актерской студии "Образ".
Самостоятельно проштудировал консерваторские курсы Гармонии и Инструментоведения.
Отучился академическому вокалу у замечательного певца и педагога, засл. арт. России А.В. Сальникова.
Записи других исполнителей, сделанные в студии "Башня", не раз звучали по радио и по телевидению.
Важное свежее дополнение к портфолио.
За время перерыва в работе студии с 2017го по 2020й год я закончил мастерскую Павла Лунгина на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Получил диплом режиссера игрового кино, участвовал и победил со своим дипломным фильмом в нескольких российских и зарубежных кинофестивалях (см. список ниже).
C полученными в киношколе, подтвержденными дипломом и наградами, знаниями и опытом я намерен расширить формат моей "Башни" от студии звукозаписи до полнопрофильной медиа-студии, в которой можно будет не только записать звук, но и создать полноценный профессиональный видеоряд, будь то музыкальный клип, блог для Интернета, документальный или игровой фильм и т.д. Несколько лет активной учебы в киношколе и работы на съемочных площадках, помимо опыта, принесли творческие связи с профессионалами разных отраслей кинопроизводства: операторами, художниками, гримерами и т.д. При необходимости под любой аудиовизуальный проект можно быстро собрать опытную и проверенную в деле команду профессионалов.
Некоторые достижения:
1. В качестве автора и исполнителя песен и стихов:
- Лауреат международного фестиваля авторской песни "Петербургский аккорд" (2010 год, номинация Авторы)
- Лауреат крупнейшего в России Грушинского фестиваля авторской песни (2010 год, номинация Авторы)
- Автор и исполнитель двух песен к сериалу "Черные волки" с Сергеем Безруковым
- Лауреат Московского городского конкурса авторской песни (2012 год, номинация Авторы)
- Лауреат всероссийского фестиваля авторской песни "Московские Окна", огранизованного одноименным музыкальным издательством;
- Победитель Интернет-конкурса Generation Torrent, проходившего на torrents.ru (ныне rutracker.org) в номинации Песни (по результатам голосования победила песня "Век Иконок", которую вы сможете найти в разделе "Примеры");
- Гран-при фестиваля БардАкадемия - 2010;
- Победитель международного Интернет-конкурса бардовской песни, январь 2010;
- Победитель конкурса поющих поэтов "Зов Нимфея" (в 2х номинациях), март 2010;
- Как поэт, издавался в парижском альманахе "Мягкий знакъ", в академическом издании "Самиздат ХХ века", представлен циклом стихотворений в Интернет-библиотеке Мошкова;
- Как писатель, был лауреатом сетевого конкурса "Тенета" в номинации "Лучший сетевой проект" со сборником рассказов "Сто осколков одного чувства". Сборник дважды издавался на бумаге, есть на Озоне;
Почти все мои творческие работы представлены на официальном авторском сайте, частью которого являются странички студии "Башня".
Чтобы посетить художественную часть моего сайта, нажмите на эту ссылку (сайт откроется в новом окне).
2. В качестве сценариста и кинорежиссера:
- Диплом ВКСР 2019го года, специальность "режиссер игрового кино". Дипломный короткометражный фильм получил следующие награды на фестивалях:
- Лучший короткометражный фильм на VIII Забайкальском международном кинофестивале (Чита, 2019)
- Лучший детский фильм в категории 4+/6+ на KUKI International Film Festival (Берлин, 2019)
- Луший игровой короткометражный фильм на In Love with Art International Film Festival (Санкт-Петербург, 2019)
- Лучший фильм, лучшая главная роль и лучшая роль второго плана на фестивале короткометражных фильмов Кинескоп (Севастополь, 2019)
- Кроме того, фильм участвовал в конкурсах еще 5ти российских и международных кинофестивалей.
свернуть вопрос
История студии
Студия была собрана и запущена в действие осенью 2005 года. Поначалу использовалась только для работы над собственными песнями. Причиной создания собственной студии стал негативный опыт со студиями "профессиональными".
Названием "Башня" студия обязана своему местоположению: на последнем этаже сталинского дома, с панорамными видами на Москву в три стороны света.
Студия сразу возникла в 2х ипостасях: стационарной и мобильной. В "стационаре" делался и продолжает делаться мастеринг, а мобильный модуль в виде портастудии Zoom проехал со мной немало километров. Ему довелось поработать и в лесу, и на берегу моря, и в горах. С его помощью удалось записать немало замечательных певцов, поэтов и музыкантов. Тот факт, что их имена мало известны массовому потребителю - это, по нынешним временам, скорее говорит в их пользу, чем наоборот. :)
Надеюсь помочь и вам найти свой голос и достойно записать его.
свернуть вопрос
свернуть тему | к началу страницы
Что такое домашняя студия и чем она отличается от профессиональной?
немного базовой теории
Главное отличие или "Софт против Железа"
Основное, что отличает домашнюю студию (дальше будем называть ее ДС) от профессиональной (ПС) - это способы записи звука и его последующей обработки.
В ПС этим занимаются специально созданные устройства (не будем вдаваться в детали и бренды). Эти девайсы являются плодом многолетней разработки инженеров-звукотехников и имеют строго определенные функции. Одно устройство усиливает звук с микрофона, второе записывает его, седьмое делает компрессию, двенадцатое убирает свист с буквы "с" на вокальной дорожке, двадцать пятое накладывает эффект, и так далее. Стоят эти устройства немало, что делает сам процесс аренды студийного времени и аппаратуры удовольствием весьма дорогостоящим. Все эти устройства вместе имеют народное определение "железо", что отражает их сермяжность и реальность. Их можно потрогать и покрутить ручки. Каждый девайс ПС подмигивает диодами и выглядит очень солидно. Оператор ПС похож на штурмана в кабине подводной лодки (надо полагать, желтой :))
В ДС все функции по захвату и обработке звука поручены компьютеру. То, что в ПС делают отдельные устройства, в ДС осуществляется программами обработки звука. Причем часть этих софтовых модулей делается с участием тех же ветеранов звуковой инженерии, которые делали их "железных" предшественников.
В функциональном и качественном отношении захват и обработка звука в ДС уступает "железной" сборке в ПС. Еще несколько лет назад разрыв был так велик, что смешно было сравнивать ДС и ПС по качеству продукта на выходе. Однако время идет, компьютеры и их собственное железо делаются все мощнее, софт - все более продвинутым под новые возможности компьютерного железа, поэтому разрыв между ДС и ПС становится все меньше. Думаю, в будущем компьютерная звукозапись окончательно сравнится с железной, а потом и превзойдет ее. Уже сейчас некоторые программы позволяют в процессах обработки звука превзойти иные возможности "железных" устройств.
В компьютерном железе в последние годы также произошли революционные изменения. Появились платы захвата и оцифровки звука, по показателям не уступающие профессиональному железу. Эти платы так и называются: профессиональные. Однако не будем кривить душой. Показатели - это цифры, а в деле звукозаписи многое измеряется субъективными ощущениями. Да, по субъективным ощущениям "жирности", "сочности", "наполненности" звука компьютер пока не догоняет ПС. Но он подобрался настолько близко, что большинство слушателей не почувствует разницы. Особенно это касается Mp3 формата музыки в Интернете, мобильных телефонах и плеерах, который в наши дни стал господствующим стандартом.
Итак, способ и качество захвата (оцифровки) и последующей обработки полученного звука - это и есть главное, принципиальное отличие ДС от ПС.
Что касается обработки звука, то и в ДС порой используются внешние устройства, если софтовая обработка по качеству сильно отстает от железной. Например, я в своей студии использую внешний эффект-процессор, т.к. программные эффекты на сегодняшний день оставляют желать лучшего.
Конечно, нужно быть реалистами. Эффект процессор ПС стоимостью в $10000 обработает звук лучше, чем мой за $500. То же касается других модулей, особенно при сравнении дорогого железа с компьютерным софтом. Но так ли заметна эта разница в звуке (особенно в Mp3 файле), чтобы платить за нее вдвое-втрое дороже? Это уже решать вам. Главные судьи, что бы не говорили и не писали "знатоки" в многочисленных статьях и форумах - это господа Левое и Правое, ваши собственные уши.
В наши дни многие музыканты отказались от профессиональных студий и работают дома. И практически все сейчас используют домашние студии для создания демо-треков, которые нередко в результате оказываются изданными на CD.
Вообще, в современном подходе к звуку есть тенденция к упрощению и огрублению. Не скажу, что меня это радует, но это - реальность, которая работает на руку домашней студии и уменьшает разрыв между ней и профессиональными студиями.
свернуть вопрос
Общее у домашних и профессиональных студий
Главное, что объединяет ДС и ПС на современном этапе - это оцифровка звука, то есть превращение его из аналогового в цифровой. Было время, задолго до появления домашних студий и персонального компьютера как такового, когда внутри самих профессиональных студий произошел раскол между аналоговым и цифровым звуком. Чуть позже на рынке произошло вытеснение виниловых пластинок цифровыми CD, что и решило исход войны в пользу удобной, дешевой и долговечной, даром что туповатой, цифры.
А прежде цифровое оборудование ПС, которое нынче "в законе", само было гадким утенком. Это вполне понятно: вместо ровной аналоговой звуковой волны, оцифровка дала ломаную пилу точек, соединенных отрезками. Эти точки "видны только под микроскопом" и как бы не слышны, но всякий человек, имеющий уши, почувствует пропасть, которая лежит между виниловой пластинкой и компакт диском.
В этом отношении ДС и ПС находятся по одну сторону баррикады. И здесь, и там идет оцифровка полученного сигнала из аналогового в цифровой, который дальше обрабатывается такими же цифровым устройствами.
свернуть вопрос
Путь звука от микрофона к рекордеру в домашних и профессиональных студиях (микрофонный тракт)
Снятие звучащей в воздухе звуковой волны и донесение ее до рекордера (оцифровывающего и записывающего устройства) - это самый важный этап в работе студии звукозаписи. Он называется микрофонный тракт и несет звук в его первозданном, аналоговом виде. От того, насколько качественно будет снят звук, зависит его дальнейшее существование в виде фонограммы или ее отдельной дорожки.
Здесь важны и акустика помещения, и микрофон, и микрофонный усилитель. Это - этап, на котором нельзя экономить даже в домашней студии. Поэтому я использую профессиональный микрофон и качественный микрофонный предусилитель (см. раздел Оборудование).
свернуть вопрос
Может ли запись в домашней студии заменить запись в студии профессиональной?
Смотря как вы собираетесь использовать созданную фонограмму.
Говоря формально, т.е. языком технических характеристик - да, может. Моя ДС создает аудио-файлы с частотой сэмплирования 96000 Гц и битностью 24. Для CD-аудио при этом достаточно иметь 44000 (максимум 48000) Гц и 16 бит. То есть моя студия может создавать файлы с техническими характеристиками, вдвое превосходящими стандартные требования CD. Естественно, эти файлы полностью совместимы с форматом CD-аудио и могут быть записаны на CD и выпущены любым тиражом.
Говоря реально, качество ДС не может сравниться с качеством ПС по целому ряду свойств, которые невозможно измерить цифрами и показателями. Это просто субъективно другое звучание. Оно чуть более плоское, менее "жирное", в нем чуть меньше пространства и объема.
Однако разница в качестве, о которой я пишу, большинству слушателей будет незаметна. В Mp3 файлах она практически исчезнет вообще. Поэтому давайте вернемся к вопросу, как вы собираетесь использовать созданную фонограмму.
Где разница между записью в ДС и ПС будет особенно заметна:
1. На высококачественной воспроизводящей аппаратуре класса Hi End
2. В больших залах на качественной концертной аппаратуре
3. В других подобных случаях, где система обратного превращения цифрового звука в аналоговый (звуковую волну) является профессиональной.
Где разница будет мало заметна и непринципиальна:
1. При проигрывании фонограммы УКВ радиостанциями (там стоит свое железо, которое само уравнивает и "причесывает" фонограммы компрессорами под общую гребенку)
2. На телевидении (по той же причине).
Где разница будет вообще не заметна:
1. В формате Mp3, особенно низких битрейтов (то есть больших степеней сжатия) - 128 и ниже, то есть:
в Интернете
в Mp3 плеере
на мобильном телефоне
в компьютерных медиа-плеерах
и т.п.
2. В небольших / средних концертных залах и на открытых концертных площадках. Моя личная практика показывает, что минусовки, сделанные в Башне, ни в чем не уступали профессиональным фонограммам артистов, выступавших со мной в одном концерте. А порой и превосходили их по яркости и сочности звука (по отзывам зрителей).
3. При воспроизведении CD на домашних CD плеерах класса hi-fi, "мыльницах", "бумбоксах" и другой бытовой медиа-технике.
Наконец, есть смешанный ДС-ПС вариант, когда в моей студии вы пишете треки, а потом несете их на сборку в ПС для "железного" мастеринга. Это может сэкономить вам много времени и, главное, денег, а в результате вы получаете профессиональную фонограмму.
свернуть вопрос
Живая музыка против компьютерной
Важный момент, который часто накладывается на противостояние ДС и ПС и значительно усиливает разрыв между ними - это подход к исполнению музыки. В ДС, хозяева которых стеснены в средствах, часто используются компьютерные инструменты, то есть искусственно созданные "рояли", "скрипки", "трубы" и проч. В ПС, куда исполнитель приходит с бОльшим бюджетом, как правило, играют живые музыканты на живых инструментах.
Разница в звучании компьютерных искусственных инструментов и живых на порядок превышает техническую разницу домашней и профессиональной записи. Компьютерный инструмент, каких бы высот не достигли его управляемость, крутизна исходника и качество сэмплирования, никогда не подберется даже близко к живому инструменту по звучанию.
Исключением из этого правила могут быть только специальные "компьютерные" тембры, не существующие в реальной жизни и не имеющие аналогов среди реальных инструментов. Такие тембры активно используются с 70-х годов и по наше время, начиная с космической музыки и заканчивая современной клубной. Здесь ДС и ПС равны в правах, так как пользуются практически одинаковыми библиотеками синтезированного звука.
Я сам при записи своих песен в Башне поначалу грешил компьютерными аранжировками, потому что хотелось оркестрового звучания, а платить оркестру живых музыкантов нечем. В результате я отказался от такого подхода и предпочитаю в аккомпанементе одиночную живую гитару искусственному духовому оркестру.
Впрочем, между компьютерной музыкой и живой случаются конструктивные симбиозы. В живой фонограмме иногда прилично звучат искусственные струнные, орган, даже фортепиано. Так что исключения возможны, но они только подтверждают правило, о котором надо всегда помнить: компьютерный аккомпанемент сделает фонограмму плоской, неживой и искусственной, независимо от того, в домашней или профессиональной студии он будет записан!
свернуть вопрос
Человеческий фактор. Концепция звука. Звукорежиссер и исполнитель как одна творческая команда.
В любом деле всё и всегда упирается в человеческий фактор.
Звукозапись - процесс творческий. Какие бы ручки и кнопки не были приделаны к железным и виртуальным устройствам, крутить их будет человеческая рука, а контролировать результат - человеческие уши. Помимо объективных показателей, выражающихся цифрами, критерием качества фонограммы становятся субъективные ощущения ее создателя. У каждого звукорежиссера есть своя концепция звука. Я не являюсь исключением. У меня есть свои представления о том, как должна звучать фонограмма. Не стану ни хвалить их, ни сравнивать с другими. На этом сайте много примеров, которые характеризуют мой подход к звуку, слушайте и решайте, близко ли такое звучание лично вам.
Кроме того, звукорежиссер является основным слушателем исполняемого материала. От его понимания и соучастия в процессе зависит то, насколько исполнителю удастся раскрыть свой потенциал, избавиться от волнения и зажимов, выдать в микрофон должный градус правды, нерва и энергетики. То есть в обязанности звукорежиссера входит и режиссура как таковая, если у исполнителя нет своего собственного "комиссара", с которым он пришел на запись и который контролирует его пение, игру на инструменте или читку.
Если исполнитель не доверяет звукорежиссеру и видит с его стороны равнодушие (а бывает, что и скрытую насмешку), то никакая профессиональная аппаратура не спасет запись от неудачи. Прежде чем задаваться вопросом "как это будет записано", надо задаться гораздо более важным вопросом "как это будет исполнено". Если звукорежиссер не поможет исполнителю и не создаст по настоящему творческую, доверительную атмосферу, все усилия исполнителя окажутся напрасны.
Еще один момент, за которым должен следить звукорежиссер - это техника исполнителя. Понятно, что научить пению или правильной артикуляции за один присест невозможно. Но подправить небольшие огрехи или обратить ваше внимание на отдельные технические детали я смогу. Профессиональное образование кинорежиссера, которое я получил в мастерской Павла Лунгина, позволит мне в работе с вами применять техники работы с актером, которые значительно усилят эмоциональную глубину и раскрепощенность вашего исполнения. Помогу с интонированием слов и фраз, с эмоциональной и стилистической окраской, с расстановкой смысловых ударений в тексте. В общем, поработаем всерьез, если вам нужен хороший результат.
Не могу обещать, что найду с любым исполнителем общий язык. Творческие люди - народ сложный, противоречивый, ранимый, нервный и часто закрытый на сто застежек. Что я могу гарантировать как звуко- и просто режиссер записи - это искреннее желание помочь исполнителю спеть или сыграть так, как его произведение задумано и звучит в его душе.
Здесь хорошим помощником служит опыт. Я записывал уже много замечательных людей, и с большинством нашел общий язык, сумел помочь зазвучать так, как должно. Были и такие, которые не смогли или не захотели раскрыться в записи. В успехе записи многое будет зависеть от вас.
свернуть вопрос
свернуть тему | к началу страницы
Блок вопросов
описание блока вопросов
Отдельный вопрос?
Ответ на отдельный вопрос.
свернуть вопрос
Отдельный вопрос?
Ответ на отдельный вопрос.
свернуть вопрос
свернуть тему | к началу страницы
К началу страницы
На главную страницу
Полезные ссылки
на ресурсы, посвященные звукозаписи, музыке, midi, звуковому оборудованию и т.д.
Примечание: все ссылки будут открываться в новых окнах броузера.
Всемирная Команда Музыкантов
Самый лучший в русскоязычной сети бесплатный ресурс по минусовкам. Сделан в форме социальной сети авторов и пользователей минусовых фонограмм. Если минусовки нет здесь - то с 99% вероятностью ее нет нигде в Рунете.
У сайта есть два ощутимых минуса - медленная загрузка страниц и файлов и неудобный поиск (рекомендую сразу вам пользоваться расширенным поиском, там есть ссылка на него под окошком стандартного поиска). Но база данных ВКМ с лихвой покрывает оба этих недостатка.
Для пользования порталом необходима регистрация (быстро, бесплатно и без риска последующего спама на ваш емэйл). Очень рекомендую этот сайт как любителям, так и профессиональным вокалистам.
Music Forums. Ru
Самый посещаемый мульти-форум для музыкантов и вокалистов: общение, новости мира музыки, поиск и предложение работы, обзор инструментов, софта и железа, а также многое другое.
MIDI.RU
Главный архив MIDI файлов Рунета, а также статьи, форум, софт, конкурсы и многое другое.
Музыкальное оборудование
Портал, посвященный музыкальным инструментам и оборудованию: технические характеристики большинства устройств, существующих на рынке, а также статьи, тесты, форум и барахолка для музыкантов и звукорежиссеров.
AmDm.Ru
Коллекция гитарных аккордов для десятков тысяч песен, форум и другие пряники.
Art Song Central
Международная база нот (готовых для печати) и midi файлов, на английском языке. Для нахождения файла пользуйтесь поиском.
Обратите внимание, что на этом сайте много "живых" midi файлов в высоком качестве! (См. Важное примечание по midi файлам).
Нотный архив Бориса Тараканова
Прекрасная коллекция партитур (в основном, классических произведений), готовых для печати.
Musc.Ru
Портал для музыкантов, вокалистов и звукорежиссеров с массой информации, особенно полезной для начинающих.
Show Media Art
Портал для представителей творческих профессий: публикация своих произведений, биржа творческого труда, форум и т.д.
Коллекция минусовок
Неплохая коллекция минусовых фонограмм отечественных и зарубежных исполнителей, поиск по базе, многолюдный форум на соответствующую тему.
Недостаток сайта: неудобная система скачивания минусовок через файлообменники depositfiles.com, rapidshare.com и т.д.
One Day Production
Видео-студия, где производят съемку музыкальных (и не только) клипов для профессиональных музыкантов и для тех, кто просто любит петь. Креативные ребята, с которыми я познакомился у себя в студии на озвучке одного из их клипов. Рекомендую. Хотя теперь, после окончания киношколы, и сам готов снять вам видеоклип :)
свернуть тему | к началу страницы
В заключение хочу пожелать вам удачи и вдохновения в вашем творчестве!
До встречи!
|
Контакты и координаты:
схема проезда, координаты обратной связи
|
1. Схема проезда:
Студия расположена в центре Москвы, в 1 минуте пешком от метро Студенческая.
Ниже - интерактивная схема ее расположения на карте Москвы.
2. Обратная связь:
Внимание! Для связи я предпочитаю Телеграм или электронную почту (e-mail), по двум причинам:
1. Телефон во время работы студии отключен, чтобы не мешать процессу, а работает студия большую часть рабочего дня;
2. Текстовые сообщения (телеграм, е-мэйл) гораздо более информативны и при этом фиксируют информацию, что позволяет обойтись без уточнений, повторов и упущений, неизбежных при телефонном разговоре.
На электронную почту и в Телеграме я отвечаю всегда, без задержек.
На телефоне установлен автоответчик, который сработает, если телефон выключен. Пожалуйста, оставляйте сообщения после сигнала - я вам обязательно перезвоню.
График работы студии "Башня":
Ежедневно без выходных, с 11.00 до 20.00
|
|
Андрей Корф - звукорежиссер студии.
|
|
К началу страницы
На главную страницу
Чтобы не забыть дорогу на сайт студии, не забудьте добавить его в закладки.
|
|