Справочная информация

Фонограмма

Под фонограммой понимается любая аудиозапись: песня, музыка, текст, специальные эффекты, звуковая дорожка видео- или аудио-произведения и любой другой звук, записанный для последующего воспроизведения.
 

 

 

 

Мастеринг

Под мастерингом понимается окончательная обработка звуковой волны, соответственно объективным и субъективным требованиям к качеству готовой фонограммы. М. включает в себя много различных процессов обработки, как то: устранение дефектов речи и пения (кроме фальши, это входит в отдельную процедуру тюнинга!), сопутствующих шумов и помех, монтаж отдельных фрагментов, наложение эффектов, оптимизация громкости, настройка частотного спектра и многое другое.
Мастеринг является обязательным процессом при создании фонограммы, поэтому включается в расчет заказа автоматически при указании количества фонограмм.
 

 

 

 

Как определиться с количеством фонограмм и зачем это нужно?

Определиться с количеством просто: вы уже знаете, сколько песен, музыкальных пьес, стихов или других аудио-фрагментов вам нужно. Осталось внести это значение в поле выбора справа. Минимальное количество - 1 фонограмма. Чем больше фонограмм вы соберетесь записывать, тем больше будут скидки и, как следствие, тем меньше будет стоимость одной фонограммы в заказе. Это легко увидеть, производя онлайн заказ: размер скидки, которую вы получаете, указан в поле результатов расчета.
Cкидки применяются к суммарной цене всех услуг, кроме стоимости времени записи и оплаты сессий привлеченных музыкантов.
Скидки действуют в рамках одного заказа и не распространяются на следующий.
 

 

 

 

Как определиться с количеством часов для записи?

За время, которое вы проведете в студии, вам нужно исполнить нужное вам количество фонограмм, а потом вместе со мной выбрать из нескольких дублей наиболее удачные. Если вы уверены в себе и исполните произведение как положено с первого раза, то и времени на запись понадобится не больше часа, даже если речь идет о нескольких произведениях.
Сколько времени уйдет на "акклиматизацию" в студии, питье чая/кофе, перекуры и т.д. - заранее не предскажешь. Ориентируйтесь в этом вопросе на собственный опыт. Думаю, что и с перерывами можно уложиться в час, если поставить перед собой такую задачу.
Перебор записанных дублей тоже считается как студийное время, так что не забудьте запланировать его в общем количестве часов.
Минимальное время работы в студии - 1 час. Дальше решайте сами, учитывая все написанное выше.
 

 

 

 

Сколько мне понадобится дорожек?

Внимание, ответ на частый вопрос!
Вопрос: "Я буду петь под минусовку, сколько дорожек понадобится?"
Ответ: Если речь идет о пении под фонограмму (минусовку), то дорожки должно быть ДВЕ - одна для вашего голоса, вторая для минусовки.

При расчете количества дорожек подумайте, сколько инструментов и/или голосов надо будет записать. В идеале каждый инструмент или голос должен быть записан на отдельную дорожку, однако для экономии можно записывать несколько источников на один микрофон. Тогда сведение дорожек не понадобится. Если микрофон качественный и стоит правильно, естественность звучания может превзойти раздельную запись на разные дорожки с нескольких микрофонов. В прошлом все исполнители записывались на один микрофон. А симфоническая музыка (включая оркестры и хоры) и в наше время часто записывается на 1, максимум 2 стерео-микрофона.
Если речь идет о пении под аккомпанирующий инструмент (гитару, фортепиано и т.л.), то у вас есть выбор: записывать аккомпанемент вместе с голосом на 1 дорожку (с 1го микрофона) или на разные (с нескольких микрофонов или с одного с последующим наложением).
 

 

 

 

Немного теории о сведении

Под сведением дорожек (см. ниже) понимается их обработка для последующего слитного одновременного звучания. По сути дела, сведение каждой дорожки является ее мастерингом (см. выше), с той разницей, что здесь принципиальное значение имеет соотношение звучания всех дорожек фонограммы друг относительно друга. С помощью панорамирования, изменения частотных характеристик (эквалайзинга), изменения громкости звучания дорожек по заданному алгоритму, а также других функций, при сведении достигается максимально гармоничное и цельное одновременное звучание нескольких звуковых дорожек.
 

 

 

 

Дорожка

Под дорожкой понимается звук, снятый с одного микрофона или компьютерного инструмента. Например, если вы поете под гитару в один микрофон, то дорожка будет одна. Если для голоса и гитары установлено по отдельному микрофону, то дорожки будет две. Если вы поете под фонограмму, то дорожки также будет две: одна - голос, записанный в микрофон, вторая - собственно фонограмма. Если, например, записывается вокальный дуэт (в 2 микрофона) в сопровождении компьютерного ансамбля из 4х инструментов, то дорожек будет 6. Отдельные дорожки, если их больше одной, становятся материалом для сведения дорожек (см. предыдущий пункт справки).
 

 

 

 

Тюнинг

Переводится как "настройка". Главная задача тюнинга - убрать фальшь из записи голоса. Помимо этой задачи, в тюнинг входит коррекция тембра, работа с формантой, увеличение и уменьшение вибрато и другие тонкие операции с записанным вокалом. Тюнинг - процесс ручной и ювелирный, поэтому дорогостоящий.
Для наглядности послушайте примеры:
Фрагмент записи детского вокала
до тюнинга:
и
после тюнинга:
На записи хорошо слышно, как исправлены ноты, спетые фальшиво.
Вам решать, насколько высоки ваши требования к фонограмме и достаточно ли точно вы поете, чтобы обойтись без тюнинга вокальной дорожки. Однако имейте в виду, что идеально не поют даже вокалисты с абсолютным слухом!
При профессиональном подходе к записи тюнинг обязателен. Если вы хотите в дальнейшем использовать фонограмму для тиражирования, отправки на конкурсы или показа в продюсерских центрах - без тюнинга фонограммы не обойтись.
 

 

 

 

Коррекция дыхания вокальной дорожки

Звучит, как медицинский термин, но не пугайтесь - медицина здесь не при чем. Дело в том, что во время пения нам всем приходится вдыхать воздух в короткие промежутки между словами песни. Делать это, как правило, приходится быстро, чтобы воздуха хватило "до следующего раза". Быстрые вдохи получаются шумными, и без специальной обработки они очень слышны в записи, что приводит к дискомфорту для слушателя.
Коррекция дыхания - это приглушение шумных вдохов на записанной голосовой дорожке, чтобы обеспечить вашему слушателю максимальный комфорт. Работа ручная и трудоемкая, т.к. на одной вокальной дорожке надо найти и "обезвредить" несколько десятков вокальных вдохов. Есть программы, которые это якобы делают "в один клик", но качество такой обработки неприемлемое.
Чтобы лучше понять, о чем идет речь, послушайте два фрагмента коррекции профессионального женского вокала (минусовка специально приглушена, чтобы вокальная дорожка была слышнее):
1. До коррекции дыхания (отчетливо слышны громкие вдохи между фразами песни)
и
2. После коррекции дыхания (вдохи откорректированы и почти не слышны).
При профессиональном подходе к записи коррекция дыхания обязательна!
 

 

 

 

Как определиться, нужны ли студийные музыканты?

Студийные (сессионные) музыканты - это профессионалы, которые приходят на запись, чтобы сразу, с нотного листа, качественно сыграть в вашей фонограмме партию своего инструмента.
Они могут вам понадобиться только в тех случаях, когда у вас:
- нет готовой фонограммы (если вы пришли с готовой минусовкой, то музыканты не нужны);
- нет умения или желания аккомпанировать себе самостоятельно.
Студийные вокалисты могут понадобиться вам в случае, если вы не хотите петь сами, или если вам нужен бэк-вокал (подпевки) на фоне основной мелодии, исполняемой вами.
 

 

 

 

Аранжировка

Если у вас уже есть минусовая фонограмма, которая вас устраивает, то аранжировка вам не понадобится.
Аранжировка песни или музыки - это процесс придания ей стилистической и/или драматической окраски. Одна и та же песня или мелодия посредством аранжировки может превратиться в балладу, рок-н-ролл, ораторию для академического хора и так далее. Вы сами наверняка слышали десятки разных аранжировок таких вечных хитов, как Bessa Me Mucho или Yesterday - и каждый раз песня звучала совершенно не похоже на предыдущий вариант.
Чаще всего аранжировка делается для "укладывания" песни в определенный стиль или формат. Так, для танцевальных стилей не обойтись без ударных инструментов и бас гитары, играющих заданные стилем и легко узнаваемые ритмические рисунки.
Другая задача аранжировки - драматическое обогащение первоначальной мелодии и текста. От смеха до печали, от сарказма до пафоса - любую эмоциональную окраску можно добавить в песню или музыку с помощью аранжировки.
Аранжировку можно сравнить с постановкой спектакля. Первоначальная песня или мелодия при этом выполняет роль пьесы, которая с помощью аранжировщика-режиссера может быть воплощена для сцены тысячей разных способов.
 

 

 

 

Поиск минусовок

Если у вас есть минусовки песен (.mp3 или .wav), которые вы собираетесь записывать, то дополнительных расходов не понадобится.
Если вы хотите, чтобы поиск, скачивание и подготовку минусовок делал я, за это будет взята дополнительная плата, так как на поиск и выбор подходящей минусовки уходит много времени.
Обращаю ваше внимание на то, что речь сейчас идет именно о поиске уже существующих минусовых фонограмм, а не об их создании с нуля. Создание минусовой фонограммы - это отдельный, долгий и дорогостоящий процесс. См. Аранжировка..